«Природа – это не то, что мы получили
в наследство от предков, а то, что
мы взяли взаймы у потомков»
ТЕМА №1. Введение в курс экологии. Цели и задачи, строение, методы изучени.
1. Формирование, содержание, предмет и объект экологии как науки.
2. Взаимосвязи экологии с другими науками.
3. Научно – исследовательские методы экологии
4. Значение, целы и задачи экологии.
Формирование, содержание, предмет и объект экологии как науки.
Конец ХХ и начало ХХI века ознаменовались коренными преобразованиями политической карты мира, на ней появилось множество независимых государств, которые решили встать на рыночный путь развития, поставив целью построение процветающего общества.
Говоря о проблемах Узбекистана, необходимо особое внимание уделить экологическим проблемам и охраны окружающей среды. Это определятся не только внутренними потребностями республики, но и процессом интеграции страны в мировое сообщесгво, где в этой связи, возникает объективные требования использования в хозяйственной практике мировых стандартов.
В настоящее время эколого-экономическая проблематика определяет не только эффективность функционирования всех видов и форм хозяйственной деятельности, но и принципиальные условия благополучного существования каждого человека.
Как научная дисциплина экология сформировалась лишь в начале XX в., а в качества широкого научного направления стала рассматриваться лишь с середины 60-годов XX в. В это время для человека впервые стали ощутимы последствия его деятельности на Земли и, как оказалось, далеко не всегда положительные. В настоящее время человек уже не рассматривается как биологический вид, как животное, а как социотип, что заставляет рассматривать предмет экологии как науки более широко. Это значит, что за полтора столетия своего существования экология как наука ощутимо трансформировалась.
Экономическая экология как особая отрасль междисциплинарной экономической науки находится на стыке естественных и общественных дисциплин. Привлечение данных из разных областей знаний потребовала главная направленность экономической экологии: обоснование концепции экологически устойчивого, сбалансированного развития общества и путей его практического обеспечения.
В теоретическом плане экология направлена на создание научных основ концепции устойчивого эколого-экономического развития, а ее практическое значение выражается в создании научно обоснованных конкретных рекомендаций по рациональному использованию природных ресурсов и сохранению среды жизнедеятельности человеческого общества.
В тексте лекций, сделана попытка систематизировать научные знания по экологии, определить основные понятия и категории, знание которых необходимо для понимания всех вопросов, рассматриваемых экологией.
В буквальном переводе слово «экология» означает учение о «доме» (от греч. «ой кос»). Впервые этот термин и общее определение экологии было сделано немецким биологом Э. Геккелем в 1866 г. Он писал: «Под экологией мы понимаем сумму знаний, относящихся к «экономике природы»: изучение всей совокупности» взаимоотношений животного с окружающей его средой, как органической, так и неорганической, и прежде всего - его дружественных или враждебных отношений с теми животными и растениями, с которыми он прямо или косвенно вступает в контакт». Зоолог Э. Геккель рассматривал в качестве предмета экологии взаимоотношения животного с окружающей средой, что к настоящему времени существенно изменилась.
Следует заметить, что как научная дисциплина экология сформировалась лишь в начале XX в., а в качества широкого научного направления стала рассматриваться лишь с середины 60-годов XXв. В это время для человечества впервые стали ощутимы последствия его деятельности на Земли и, как оказалось, далеко не всегда положительные. В настоящее время человек уже не рассматривается как биологический вид, как животное, а как социотип, что заставляет рассматривать предмет экологии как науки более широко. Это значит, что за полтора столетия своего существования экология как наука ощутимо трансформировалась.
На настоящий момент при накопленном значительном экспериментальном и теоретическом материале экологию необходимо рассматривать как комплексное научное направление, которое обобщает, синтезирует данные естественных и социально экономических наук о природной среде и взаимодействии ее с человеком и человеческим обществом. Такое широкое толкование предмета экологии позволяет применять для научных обобщений широкие возможности и методологии научного поля многих научных направлений.
В связи с этим можно рассматривать использование методов экологии в других науках, т.е. говорить об экологическом подходе, общенаучном подходе к исследовании проблем взаимодействия организмов, биосистем, различных объектов природного и техногенного происхождения, элементов среды и собственно окружающей среды.
Таким образом, в настоящее время экология превращается в чрезвычайно широкую и весьма важную научную дисциплину, рассматривающую «человек» в его «доме», где «дом» - наша планета Земля.
К настоящему времени экология как наука может подразделена по предмету изучения, основным объектом, средам и. т. п. В экологии выделяют также динамическую и аналитическую ветви.
Общая экология (глобальная экология, мега экология) является собой научное направление, рассматривающее определению и необходимую для живого организма или фактора среды, совокупность природных и социально – экономических явлений, предметов, организмов, оказывающих на них большое воздействие. Общая экология являет собой науку о принципах взаимоотношений между «живым» и «неживым» на Земле.
Аутэкология представляет собой раздел экологии, который изучает особенности реагирования и взаимодействия видов живых организмов с факторами окружающее среды.
Синэкология – это раздел экологической науки, который изучает закономерности, развития и существования сообществ живых организмов (биоценозов) в конкретных изменяющихся условиях среды обитания.
Основоположником учения о биосфере по общему признанию является В.И. Вернадский. Сам термин «биосфера» появился еще в XIX в. и был предложен австрийским геологом Э. Зюссом, правда без глубокого развития его роли и значения.
В.И. Вернадский создал основную теорию биосферы, которую он понимал как активную оболочку Земли, где живое вещество в результате своей совокупной деятельности выступает в виде планетарного геохимического фактора, соизмеримого по масштабам, времени воздействия и значимости последствий с основными геологическими процессами и факторами развития Земли. Биосфера, по В.И. Вернадскому, область существования живого вещества на планете Земля, которая на протяжении жизни самой Земли изменялась в соответствии с обще планетарными процессами вплоть до решающей роли в создании некоторых оболочек Земли в их нынешнем составе, например, при образовании кислородной атмосферы.
Получила развития - экология растений, экология животных, экология микроорганизмов, «экология суши», экология моря, экология крайнего севера, экология высокогорий и др. Среди экологических наук особая место занимает «Социальная экология» и «Экономическая Экология. Социальная экология как научная дисциплина рассматривает взаимоотношения в глобальной системе «человеческое общество – окружающая среда» и изучает взаимодействия и взаимосвязи человеческого общества с природной средой и созданной техногенной средой. Она разрабатывает научные основы природопользования, которые предполагают повышение качества жизни человека в среде его обитания с одновременным обеспечением сохранения природы. В рамках этой научной дисциплины развивается экология человека, которая как комплексная наука исследует общие законы взаимоотношения биосферы (ее составных частей) и антропогенной системы (ее различных уровней) человечества, ее групп и индивидуумов, влияние природной среды на человека и группы людей.
В последние годы особое внимание стало уделяться эколого – социально – экономическим особенностям современного развития человечества. В связи с этим развивается экономическая экология.
В последние время широкое распространение получили различные вариации прокладной экологии здесь и промышленная (инженерная) строительная и ряд других.
Таким образом, экология как фундаментальная естественно научная дисциплина изучает основные законы взаимодействия живых организмов со средой их обитания, на базе которых могут быть получены весьма конкретные сведения, позволяющие выработать рекомендации и принципы исследований экологической направленности по отношению к различным видам человеческой деятельности, в том числе и к машиностроению, нефтехимии, энергетика и др.
Прикладные аспекты экологической науки служат основой для развития технической и инженерской дисциплины, именно охрана окружающей среды- это инженерные мероприятия и инженерные сооружения, направленные на сохранение природы и ее компонентов при различных видах человеческой деятельности, на рекультивацию нарушенной природной среды, на восстановление живых организмов и т.п.
2. Взаимосвязи экологии с другими науками. Проблемы воздействия производственной и непроизводственной деятельности на ресурсы окружающей среды, влияние природных ресурсов на развитие производства и сферы обслуживания т.е взаимодействие человека с природной следует изучать с позиций ряде наук, это междисциплинарная проблема. По этому данный курс предусматривает междисциплинарный подход к проблеме и базируется на основе концепции устойчивого развития, направленного на гармонизацию экономических и экологических интересов общества, решение социально-экономических задач на перспективу, сохранение благоприятного состояния окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения жизненных потребностей населения.
При изучении взаимосвязи экономики и окружающей среды рассматривается экологические, экономические, социально-демографические, медицинские, градостроительные, правовые, технологические, международные и другие аспекты указанной проблемы. Комплексный характер эколого-экономических проблем интегрированный характер объекта экологии обусловливает наличие взаимосвязей с большинством экономических наук, естественными, техническими, правовыми и другими науками. Изучением проблемы взаимодействия общества и природы занимаются социальные науки, например, социальная экология, медицинские, технические, географические и другие науки. С точки зрения прикладного характера данная проблема изучается конкретными дисциплинами; техническими, например, промышленная экология, сельскохозяйственными, лесоводческими и другими науками.
Развития экологии как функциональной науки позволяет методологически правильно определить подход к исследованию частных эколого – экономических проблем, которыми занимаются близкие ей отраслевые экономики: экономика АПК, экономика водного хозяйства, экономика минерально – сырьевого комплекса и др.
Экономическая экология как особая отрасль междисциплинарной экономической науки находится на стыке естественных и общественных дисциплин. Привлечение данных из разных областей знаний потребовала главная направленность экономической экологии: обоснование концепции экологически устойчивого, сбалансированного развития общества и путей его практического обеспечения.
3. Научно – исследовательские методы экологии. Вcе общим методом познания является материалистическая диалектика – философская основа всех наук. Согласно диалектическому методу, предмет исследования рассматривается всесторонне, в развитии, самодвижении, через возникновения и разрешение противоречий. Противоречия – источник развития. Принципиальным положением диалектического метода является включение в теорию познания практики. Изучение экономической экологии невозможно без познания практики хозяйствования, научного обобщения передового опыта воспроизводства природных ресурсов, выявления прогрессивных тенденций в области природоохранного развития общественного производства.
Для экологии важным является исторический метод познания.
Важнейшим методом экологии является системный метод исследования, которой состоит: в определении образующих систему составных частей и взаимодействующей с ней объектов окружающей среды, в установлении структуры системы; т.е. совокупности внутренних связей и отношений, а также связей между эколого – экономической системой и окружающей средой, в установлении функции эколого – экономической системы, определяющей характер изменения ее компонентов и связей между ними. Практическое воплощение системного метода проявляется в разработке целевых комплексных проблем, а также в системном анализе проблем воспроизводства природных ресурсов.
Особая роль принадлежит нормативному методу исследования, и в частности применению экологических нормативов (предельно допустимая концентрация (ПДК), предельна допустимые выбросы (ПДВ), норма зеленых зон, заповедников и т д
Главное их назначение – определить объективные границы допустимых антропогенных нагрузок на биосферу. Без необходимой нормативной базы не могут совершенствоваться хозяйственный механизм природопользования, система планирования и прогнозирования ,стимулирования и управления.
В экологии используются также методы группировок, эколого-экономической оценки и сравнительного анализа, расчетно-аналитический балансовый, экономика –математический оценки и др. Значительное развитие получили специальные методы, такие как:
Эколого-экономический анализ, натурных обследований, методы экологического картографирования и др.
Для познания своего объекта и применительно к собственным задачам исследования экология заимствует методы из других отраслей знаний. Ее формирование и развитие находятся под непосредственным влиянием экологизации производства и современной науки.
4. Значение, целы и задачи экологии. Производственная функция базируется на диалектическом единстве природы и материального производства. Важную роль эта функция играет при разработке экологических программ, обосновании привлечении инвестиций.
Пространственная функция базируется на территориальном зонировании природно-хозяйственных комплексов и в значительной мере зависит от различий в природных условиях производства, существующих возможностей энерго- и водообеспечения, перспектив хозяйственного освоения территории, ее экологической емкости, социально-демографических и урбанизационных факторов.
В современных условиях чрезвычайно актуальным становится проблема экологизации экономического образования, т.е. включение экологических знаний в систему профессиональной подготовки экономистов, специалистов в области управления. Данный курс позволяет получить систематизированное знания об экономике природопользования и охрана окружающей среды, рассматривает побудительное мотивы и стимулы, формирующие эффективную экологическую политику общества, и показывает механизм ее реализации.
Овладение минимумом экологических знаний являются обязательным условием фундаментальной подготовки специалистов экономического профиля.
Изучение курса позволит, глубже разобраться в проблемах современной экологической политики, иметь четких представления о национальных стратегиях устойчивого развития, направленных на обеспечение сбалансированного решение социально-экологических задач на перспективу и хранения благоприятного решения социально-экономических задач на перспективу и сохранения благоприятного состояния окружающей среды, а также иметь практические навыки в области экономического механизма его обеспечения.
Цель данного курса помочь постичь основные закономерности взаимодействие между экономикой и экологией, выработать экономические подходы к исследование многофакторных междисциплинарных и межотраслевых проблем рационального использования, воспроизводства природных ресурсов и охраны окружающей среды в интересах обеспечения устойчивого развития, а также владеть принципами, методами и приемами управления в данной области.
Задачи экологии вытекает из объективных законов развития общества, и решаются на всех уровнях управления и регулирования. Главной задачей экологии является исследование природоохранного механизма функционирований экономики в условиях рынка. Разработка такого механизма должна охватывает три взаимосвязанные стадии воспроизводства природных ресурсов: восстановления, эксплуатацию и переработку. В первую очередь необходимо исследовать:
• экологические последствия развития НТП как главного рычага интенсификации общественного производства;
• влияние инвестиционной и структурной политики на состояние окружающей среды и воспроизводства природных ресурсов;
• систему экологического управления и метода природоохранного хозяйствования;
• международное сотрудничество в области воспроизводства природных ресурсов;
• разработка перспективных направлений структурной перестройки производства на базе экологических приоритетов и экологизации экономики.
Краткое заключение: При современном состоянии технической вооруженности человечество, уровне развития производственных отношений и производительных сил, нарастающей урбанизации, распространения стереотипа общества потребления – масштабы изъятия природных ресурсов, степень воздействия и загрязнения окружающего мира стали опасны для самого человечества. Концепция устойчивого (поддерживающего) развития характеризуется ноосферной идеологией. Поэтому сегодня экология представляется как деятельность, направленная на преобразование всех остальных форм деятельности современного человека: управленческой, производственной, социальной, здравоохранительной – всех без исключения.
В буквальном переводе слово «экология» означает учение о «доме» (от греч. «ой кос»). Впервые этот термин и общее определение экологии было сделано немецким биологом Э. Геккелом в 1866г. В настоящее время экология превращается в чрезвычайно широкую и весьма важную научную дисциплину, рассматривающую «человек» в его «доме», где «дом» - наша планета Земля.
Ключевые слова.
Экология, концепция устойчивого развития, природные ресурсы, загрязнения окружающей среды, адаптация, биосфера, экосистема, антропогенная нагрузка, «Повестка дня на XXI век», ноосферная идеология, Аутэкология, Синэкология, «Социальная экология», Эколого-экономические отношения, НТП.
Вопросы самоконтроля
1. Этапы формирование экологии как науки.
3. Содержание и основные понятие экологии.
4. Что изучает современная экология
5. Предмет и объект экологии как науки
6. Взаимосвязи экологии с другими науками.
4. Научно – исследовательские методы экологии.
5. Значение экологии в подготовке специалистов
6. Целы и задачи экологии в эпоху глобализации.